Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий

Генеральный директор регионального учебно-информационного Центра «Рубикон», директор АНО НЦ «АСИ» Петраков Дмитрий Павлович ответил на вопросы редактора газеты «Контакт-информ».

Генеральный директор регионального учебно-информационного Центра «Рубикон», директор АНО НЦ «АСИ» Петраков Дмитрий Павлович ответил на вопросы редактора газеты «Контакт-информ».

- Дмитрий Павлович, сейчас в стране экономический кризис, повсеместно сокращаются рабочие места, в этих условиях обеспечивать занятость инвалидов крайне сложно. А как в нашей организации решается задача по квотированию рабочих мест для инвалидов?

- Эта тема весьма интересная! В 14 регионах России практикуется алгоритм аренды рабочих мест. К примеру, я работодатель, в силу разных причин не могу у себя создать рабочее место для инвалида. В этом случае я плачу деньги общественной структуре, и там создается рабочее место. Если такой механизм имеет место быть в Петербурге (нам надо определиться в понимании этого процесса), тогда мы можем провести встречи с руководителями коммерческих предприятий на предмет создания арендных рабочих мест. Мы готовим экспертов по доступной среде, а предприятия оплачивают им заработную плату, для того чтобы эксперты уже начали участвовать в различных мероприятиях и зарабатывать деньги.

- В том числе участвовать в процессе контроля качества объектов доступной среды.

- Конечно, да! Тема достаточно ёмкая для рассмотрения, но в 14 регионах России (повторяю) этот механизм уже работает! Нам тоже следует подумать, как совместными усилиями запустить этот проект в Петербурге. Первый шаг уже сделан: нами создана организация со 100-процентным участием СПб ГО ООО «ВОИ» - Центр экспертизы и сертификации СПб ГО ООО «ВОИ». Теперь заявки на проведение какой-либо оценки, поступающие от предприятий в местные организации ВОИ, будут выполняться нашим Центром. Естественно, что подготовленные нами эксперты по доступной среде, будут «привязаны» к нашему Центру. Призываю, собственно говоря, местные организации приобщаться к этому процессу, присылать нам, хотя бы, фотографии объектов, где доступность не обеспечена или сделано, но, как говорится, из рук вон плохо. Вот мы добились, наконец-то: любые аппарели для перемещения человека на коляске сегодня повсеместно запрещены, в том числе выдвижные, складные, откидные.

- После подготовки специалиста-эксперта по доступной среде, перед Вами стоит непростая задача, как обеспечить его работой.

- Мы не только готовим его, но и сопровождаем до какого-то момента, а дальше он проходит специализацию и в итоге это может быть для него дополнительным или даже основным заработком. Всё зависит от того, как человек осваивает материалы, способен ли он к самообразованию. Согласен: одно дело подготовить специалиста, а другое – обеспечить его работой. Мы должны дать ему задание: «Проведи, пожалуйста, экспертизу, вот тебе пакет документов, проанализируй их». Но мы должны эту работу откуда-то получить. Если мы говорим о Петербурге, то здесь сложилась уникальная ситуация: общественные организации разного уровня занимаются согласованием мероприятий по формированию условий доступности, который предприятие должно сделать, не обладая при этом специальными знаниями в данной области и смежных областях.

- То есть некоторые общественные организации согласовывают соответствие объекта определённым требованиям доступной среды и должному качеству.

- В общем смысле- да. Получается, что эти подписи и печати присутствуют повсюду, и мы это видим, когда прокуратура привлекает нас к мероприятиям. Руководители учреждений нам говорят: а вот у нас уже подписан акт с сообществом инвалидов. Когда начинаем разбираться, то обнаруживаем целый ряд несоовтетствий, а учреждение заплатило за экспертизу. Но ведь экспертная оценка – это серьезная работа: эксперты (группа экспертов) должны внимательно проанализировать документы, выехать на место, сравнить то, что есть в документах и ситуацию по факту, и принять решение – правильно/не правильно. Если всё сделано правильно, то выдается документ о соответствии, после чего руководитель общественной организации ставит подпись и печать, о том что с условиями документа о соответствии согласен

- Сколько специалистов-экспертов, членов ВОИ, уже подготовлено?

- Вместе с советниками в нашей организации сегодня реально есть 15 специалистов. Они прошли базовую подготовку и получили статус советника либо эксперта. Но пока наши слушатели не напишут (ни одно, а три или пять) заключение, которое не получит оценку хотя бы 3 балла, мы не дадим им статус эксперта, поскольку он должен уметь анализировать и писать заключение. Вот поэтому мы говорим, что стоимость экспертных работ должна быть привязана к компетенции специалистов и к результатам экспертной работы. Ведь эксперта часто привлекают к проверкам, он участвует и в судебных процессах. Люди, которые имеют пока статус советника, должны на местах инициировать связь между заинтересованными организациями и экспертами.

В нашей работе возникает порой парадоксальная ситуация. Администрация одного из районов Петербурга во время проверки объектов медицинских учреждений заявила нам: а представитель СПб ГОООО ВОИ уже подписал акт о том, что всё хорошо, и мы там ничего менять не будем. То есть администрация ссылается на руководителя местной организации ВОИ, который зависит от районного органа власти. Причем это характерно и для других районов, где существует такая практика, когда руководителя местной общественной организации ставят в патовую ситуацию, ему деваться некуда. Он будет работать? Он не сможет работать! Поэтому мы руководителей местных организаций ВОИ не делаем экспертами, а только советниками. Мы говорим: эксперт должен быть независим, на него нельзя «давить», он должен принять решение независимо ни от кого, тогда он – профессионал.

- Как, на Ваш взгляд, следует активизировать работу Центра экспертизы и сертификации СПб ГО ООО «ВОИ», чтобы туда поступали заявки на проведение экспертной оценки объектов? Возможно, организации плохо информированы?

- Информацию мы периодически доводим на семинарах, в которых участвуют и представители власти, но почему-то некоторые из них подзабыли то, что есть распоряжение президента России от 2011 года, из которого, следует, что надо развивать механизм добровольной ответственности, такой как система добровольной сертификации, развивать, а не препятствовать! Мы говорим: механизм добровольной ответственности сертификации – это ни от кого не зависящая процедура. То есть этой процедурой занимаются подготовленные специалисты-эксперты, и она на пользу, как организации, так и органу власти, чтобы иметь объективную оценку о состоянии объектов доступной среды.

Со следующего года начинает действовать Закон о контроле доступной среды, каждое ведомство будет контролировать свою сферу деятельности. Кто будет проверять, какие люди, где они работают? Они, чего будут смотреть? Они знают нюансы, как будут отстаивать позиции? Допустим, Комитет по социальной политике или отделы социальной защиты населения должны проверять подведомственные им учреждения – это как? То есть, я, условно говоря, работаю в органе власти и должен проверять свои же учреждения?

- Заинтересованные лица априори.

- Вот поэтому мы и спрашиваем: где эксперты, которые могут дать объективную картину? На уровне нашего региона пока нас не слышат, но слышат в других регионах, понимают, что это надо, и мы движемся вперед, медленно, но верно. Сегодня ВОИ не получило ни одного документа, который принимается на уровне субъекта, даже информационного письма с просьбой проанализировать проект какого-либо документа. Министерства направляют документы в ВОИ, ВОС, ВОГ для проведения анализа, и это, кстати, записано в законе. Так почему же у нас это не делается в таком виде?

- Насколько мне известно, Центр «Рубикон» участвует ещё и в разработке федеральных нормативных документов по доступной среде.

- РУИЦ РУБИКОН является учебно-методическим центром в различных системах сертификации. при этом руководящий орган АНО «Национальный центр содействия эколого-социальному ми инновационному развитию территорий» так же участвует в разработке различного рода документов в области доступной среды. Сейчас идёт разработка ряда документов по стандартизации, где мы участвуем. Разработали две методики для Министерства промышленности и торговли: как организовать доступность объектов коммерческих структур и как оказать услуги инвалидам. Идет работа над стандартом «Здания и сооружения спортивного назначения» по «доступности территорий». Продолжается обсуждение проекта межотраслевого Профессионального стандарта в области доступной среды, по этой теме прошло уже два семинара.

- С какими трудностями Вы встречаетесь в продвижении механизма общественного контроля по вопросам доступности?

- Мы пытаемся в местных организациях это как-то наладить, но опять же нужно финансовое обеспечение этой темы. Недавно мы подали заявку на грант, если удастся его выиграть, то это будет хорошим подспорьем в выполнении нашей задумки. Конечно, общественный контроль на местах тоже требует серьёзных затрат: надо дать объективную оценку доступности здания или услуги, подготовить отчётность, ну и так далее. Я сторонник того, чтобы хоть какую-то «копеечку» люди должны иметь возможность заработать. Сегодня мы этой темой занимаемся в тех объёмах, в которых можем. Инициативные люди в местных организациях ВОИ дают нам информацию, мы её перепроверяем, анализируем, и у нас формируется реестр объектов с недостатками. Ну а дальше уже ориентируемся, как нам информировать организации, чтобы они приводили свои объекты в соответствие.

В заключение хочется призвать читателей, членов ВОИ, к проявлению большей активности в вопросах качества объектов доступной среды. Не ждите, когда упадет «манна небесная», старайтесь информировать организации и органы местной власти о необходимости привлечения специалистов-экспертов к контролю доступной среды жизнедеятельности инвалидов, участвуйте в семинарах, стремитесь внимательно разбираться в вопросах доступности.

Центр «Рубикон» приглашает пройти базовую подготовку в качестве специалистов-экспертов или советников по доступной среде

Членам ВОИ, изъявившим желание участвовать в деятельности системы сертификации в качестве привлекаемых специалистов, предлагаем написать анкету в произвольной форме с указанием информации о квалификации, опыте работы, знаниях в области архитектурного проектирования, контрольно-надзорной деятельности, метрологии или иных направлений профессиональных навыков, и сдать анкету председателю местной организации СПб ГО ООО «ВОИ».